Enslaved — Vertebrae (2008)

29.03.2009  :: КрупныеРецензии

Если поместить в перспективу последние двадцать лет и посмотреть, где сейчас находятся и что сейчас играют бывшие корифеи скандинавской блэк-металлической сцены, поневоле расставляешь акценты немного иначе, чем десять лет назад. Громкие имена середины девяностых остепенились, их сегодняшняя музыка является, по большому счёту, гибридом, вплетающим классические блэк-металлические формы, перемешанные с «generic metal», в каркас осовремененных металлической сонорикой исконных влияний (Motorhead, Venom и прочих «influences»). Классический блэк норвежского образца, от которого за версту смердит трупной тухлятиной, никто из этих корифеев, к счастью, уже не играет — и на том спасибо.

Enslaved всегда стояли в стороне от других блэкарей как в плане внемузыкальной и общесценической активности, так и, собственно, в плане музыки, поэтому если и упоминать каких-то «коллег по блэковому цеху», говоря о группе, то исключительно в кавычках. Музыканты Enslaved ещё в середине девяностых смело говорили в интервью металлическим журналам: «мы любим Rush и слушаем прогрессивный рок», после чего металлисты делали круглые глаза и пожимали плечами. Десять лет спустя это уже ничуть не удивляет, зато многое встаёт на свои места, в том числе и то, к чему привела музыкальная эволюция Enslaved за последние годы.

Новый альбом норвежцев под названием Vertebrae в музыкальном плане стоит выше современных ему опусов своих «коллег» не то что на голову — на всё туловище змея Ёрмунганда. К блэку это причислять, конечно же, смысла нет. Металлом это тоже назвать сложно, ибо именно на этом альбоме хорошо слышно, что металл перестал быть доминантой в музыке Enslaved, превратившись в равноправный с другими источник музыкального вдохновения. По большому счёту, на Vertebrae звучит экстремальный прогрессивно-металлический рок, искусно и органично сочетающий элементы экстремального металла (в частности, скандинавского блэка и трэша), разномастного прогрессивного рока и стилистически размытых околоарткоровых построений.

В своей рецензии на Metallica «Death Magnetic» я писал, что «Металлика намеренно загнали себя в некие околотрэшметаллические рамки (чтобы соответствовать), и подгоняли материал под эти рамки, а не рамки под материал». Enslaved же ничему соответствовать не шибко стремятся, поэтому «Vertebrae» является примером обратного: используются все приёмы, позволяющие авторам выразить свои мысли в музыкальной форме. Более того, новый альбом Enslaved, несмотря на откровенную полистилистичность, звучит очень органично и цельно — значит, у группы в её коллективной голове нет хаоса, они знают, что хотят сказать, и не занимаются самоцензурой по стилистически-политическим соображениям, как Metallica. Кстати, к вопросу о полистилистичности звучащего — если сравнивать «Vertebrae» с альбомами тех же Opeth (ещё одних смешивателей металла с арт-прогрессивом), то последние, на мой субъективный слух, будут звучать куда более скупо в плане богатства используемого музыкального инструментария и разнообразия атмосферы и настроений.

На что вообще похож «Vertebrae»? Если на одном конце оси X были бы Ved Buens Ende, а на другом Opeth, я расположил бы последний альбом Enslaved где-то посредине, попутно подняв бы его по оси Y куда-нибудь в район арт-прогрессива а-ля Rush, ELP и раннего Genesis. Как ни странно, ряд тем с Vertebrae также напоминает два последних альбома ISIS. Это не значит, что Enslaved заглядываются на ISIS при сочинении своей музыки, просто обе группы во многом ориентируются на одну и ту же музыку (а именно, прогрессивный рок).

Любопытно, что и арткоровые группы (в частности, Neurosis как пионеры этого условного направления) и Enslaved выстроили свою карьеру на умелом сочетании художественных приёмов, взятых из своих экстремальных корней, с музыкальными идеями, в частности, прогрессивного и условно-прогрессивного рока. Основная разница в том, что у одних экстремальные корни это блэк и трэш, а у других это хардкор и металкор, что и определяет различия в получившемся. Так, музыка Enslaved быстрее и динамичнее, она чётко и ригидно структурирована (отсутствует «горизонтальная» аморфность), в ней часто звучит бурч сдвоенных бочек, используются риффы с перфорированной трэшевой ритмической фигурацией, слышны тремолированные блэковые гармонические обороты.

Возвращаясь к упомянутым «стилистически размытым околоарткоровым построениям» у Enslaved — под этим подразумевались темы с околоблэковой гармонической основой, играемые в духе арткоровых команд (в частности, для этого духа характерен низкий темп и сравнительно более медленное тремоло). В качестве небольшого лирического отступления отмечу, что одним из хрестоматийных образцов подобных построений в арткоре является трэк Neurosis «Locust Star» (в частности, рифф начинающийся на 1:16).

Что касается погружения в имеющиеся на альбоме влияния прогрессива, то увы, нет у меня достаточной эрудиции в области прогрессива, чтобы уверенно говорить о том, чьи именно стилистические приёмы используются Enslaved на этом альбоме. Могу разве что сказать, что музыка звучит современно, нафталином совершенно не пахнет и, что немаловажно, не опускается в самоуглублённое инструментальное фапанье, характерное для групп типа Spiral Architect. Вездесущие проговые интонации отлично разбавляют позитивом агрессивный металлический настрой многих тем «потяжелее», и в итоге получается вкусный коктейль, где всего в меру и понемножку.

Что мне также понравилось в плане атмосферы, так это то, что в музыке группы осталась некая скандинавская суровость, холодность и отрешённость, при этом звучащее не механистично и не страдает недостатком эмоций. Enslaved хорошо играют настроениями, искусно чередуя уверенную поступь тёплых мажорных интонаций с агрессивным галопом грозного минора. Отличный альбом, рекомендую любителям интересного, разнообразного, в меру тяжёлого и неглупого рока.

В меру типичный трэк:
To The Coast

Оценить текст:

/facepalm...Не понравилосьСреднеХорошоОтлично!
Оценили: 6
Загрузка...

2 комментария про данную запись :.

  1. cog-wheel пишет 29.03.2009 в 05:19 :

    Даже ради любопытства нашёл и послушал альбом. Хорошая, насыщенная и действительно интересная музыка!
    Единственное, грубый вокал как-то напрягает.. грубый блэковый вокал на мой взгляд плоховато сочетается с той музыкой, которую они сейчас делают.

  2. cog-wheel пишет 29.03.2009 в 05:20 :

    PS оценку поставил не рецезнии, а альбому ))

Оставить мнение

Вы должны войти, чтобы высказать мнение.