Norma Jean — The Anti Mother (2008)

04.04.2009  :: КрупныеРецензии

Дебютный альбом Norma Jean произвёл на меня в своё время весьма сильное впечатление. На «Bless The Martyr, Kiss The Child» бодрячком звучал искренний, разнообразный, немного наивный, брызжущий энергией и надёрганными у мэтров сцены музыкальными идеями техничный среднетемповый металкор. Основным базисом музыки Norma Jean времён 2002 года были идеи, положенные и презентованные группами, играющими как раз такую техничную, небыструю, без инструментальных истерик а-ля The Dillinger Escape Plan, музыку на стыке «нового» хардкора и металла — Botch, Deadguy, Starkweather и Coalesce. К этому базису добавлялась струйка грувкора Bloodlet и струища «эмокора» Poison The Well, после чего всё смешивалось и забрызгивалось текстами и названиями вещей в духе Drowningman. Результат не резал уши эклектикой, очаровывая своим драйвом, феерией ещё не заплесневевших музыкальных идей и мыслей (пусть и во многом не шибко своих), неплохим чувством мелодии и композиции.

В общем, неудивительно, что «Bless The Martyr, Kiss The Child» я до сих пор слушаю с удовольствием, в отличие от последовавших за ним альбомов, записанных в немного другом составе. За прошедшее со времён дебюта время металкоровая сцена успела практически полностью окуклиться и превратиться, по сути, в очередную фабрику развлечений, расфасовывающую выделения группок сублимирующих подростков в шаблонные наборы громких ритмичных звуков, механически скопирасченных с «кумиров сцены». Norma Jean, даже в свои золотые годы не отличавшиеся особой оригинальностью, тоже хлебнули поносной жижи творческого скудоумия, ураганом захлестнувшей сцену. На протяжении следующих альбомов музыка группы потихоньку менялась в худшую сторону — техметалкоровый базис остался, но был понемногу развёрнут в сторону механистичной зацикленности риффов а-ля Meshuggah образца примерно 2002 года (их «Nothing» почему-то особенно приглянулся многим штатовским металкоровым музыкантам, видимо, из-за повышенного грува и сниженной экстремальности).

Проблема в том, что то, что работает у Meshuggah, не обязательно будет работать у кого-то ещё. Гипнотически плавающие по гармонической синусоиде риффы выполняют у Meshuggah функцию аудиолюльки, звуковым маятником укачивающей сознание слушателя и разжижающей мозг до состояния побывавшего в микроволновке пластилина. Выдавливая рациональное из черепной коробки своей завораживающей репетативностью, гитарная работа Meshuggah снимает защиту сознания и вгрызается в подсознательное, вгоняя реципиента в сконфуженное охреневание и вызывая ощущение почти внетелесного состояния. Для достижения этой цели у риффов отсутствует внятная, яркая мелодика; гармонии, как уже было сказано выше, двигаются туда-сюда по некой синусоиде, создавая гипнотизирующе-убаюкивающий эффект; наконец, вездесущ неровный, качелеобразный драйв.

Так вот, было плохой идеей (и это касается далеко не только Norma Jean) брать у Meshuggah идею аудиолюльки, но при этом использовать риффы, которые не вызывают и принципиально не могут вызвать искомый эффект. Яркие мелодические акценты в дискретных риффах? Если взять типичный рифф Botch и Coalesce, зациклить его и играть минуту, даже немного меняя ритмическую фигурацию или добавляя мелизмы, получится не завораживающий удава-слушателя рифф-змеезаклинатель, а шмат монотонного аудиокала. Возьмём эмориффинг а-ля Poison The Well и поздний Underoath? Равномерное бряцанье по аккордам, меняющееся по высоте исключительно в тактовых узлах набившего оскомину 4/4 утомит даже хорошо выспавшегося ребёнка, хлопнувшего пару стандартов фенотропила. Если же соединить одно с другим, то получившееся впору снимать в главной роли в фильмах-катастрофах.

Всё это, собственно, и случилось на «The Anti Mother». Однообразные, монотонные вещи, похожие друг на друга как близнецы-китайцы в морге, состоят из нескольких зацикленных риффов, сыгранных в одном темпе под натужный подростковый голос, интересный разве что стареющему педобиру. На «Surrender Your Sons» так вообще звучит практически ню-металл: близкая к песенной композиция, чистое унылое блеяние, громкое вступление, тихий куплет, громкий припев… в общем, какое-то фу. Цинично отмечу, что группа стала в чём-то лучше в композиционном плане — таланта музыкантов хватает на то, чтобы состыковать друг с другом пару-тройку похожих на друга простых риффов, сыгранных в одном размере и темпе, не выдавливая из своих не шибко умелых ручек чёрт знает что. Запоминающихся моментов на «The Anti Mother» я почти не услышал, немного выделяются неплохими темами разве что пара трэков («Robots 3 Humans 0» и «…Discipline Your Daughters»), смахивающих на примитивизированные версии балладоидных вещей от поздних The Dillinger Escape Plan (то бишь, пафосное горлодрание под небыстрый почёс эмоидных аккордов).

При всём при том, данный альбом я не могу назвать дерьмовым, во всяком случае, по меркам жанра — сам по себе он нормальный такой, типичный, стандартный, шаблонный, удовлетворительный релиз для металкоровой группы образца 2008 года. Другое дело, что таких альбомов за последние лет пять понавыходило столько, что с чистой совестью порекомендовать послушать именно этот (причём худший у Norma Jean), а не какой нибудь другой, я не смогу, ибо не совсем понимаю, по каким критериям можно выдавать подобные рекомендации при выборе между шилом, мылом и верёвкой. Если всё-таки альбом кого-то заинтересовал, советую послушать сначала вышеупомянутые две вещи, и если они вызовут отторжение, то плюнуть и поискать что-нибудь другое.

Типичный трэк:
«Robots 3 Humans 0»

Оценить текст:

/facepalm...Не понравилосьСреднеХорошоОтлично!
Оценили: 7
Загрузка...

Оставить мнение

Вы должны войти, чтобы высказать мнение.